КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ ГУМАНИТАРНЫМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационной системы РГНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер16-36-01031

НазваниеПсихологические механизмы переживания педагогами профессионального кризиса личности.

РуководительСадовникова Надежда Олеговна, Кандидат психологических наук Доцент

Организация финансированияФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет», Свердловская обл

Года выполнения2016 - 2018

КонкурсКонкурс поддержки молодых ученых 2016 года

Тип проектаа2 - проект проведения научных исследований, выполняемые коллективами, состоящими полностью из молодых ученых, включая руководителя

Область знания, код классификатора06 - КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА; ПСИХОЛОГИЯ; ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, 06-220 - Предметные области психологии

Ключевые словапрофессиональный кризис личности, переживание, ценностно-смысловая сфера, рефлексия, саморегуляция, антиципационная способность, защитно-совладающее поведение, кризисная интервенция

Код ГРНТИ15.81.21

Номер государственной регистрации13-105


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


АннотацияРеформы системы образования обозначили новые целевые ориентиры педагогической деятельности и изменили требования к уровню профессионализма педагога. Гарантом решения поставленных задач является свободно и активно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности, моделирующий образовательный процесс педагог. Однако можно однозначно констатировать, что не все педагоги готовы выступать в роли субъектов профессиональной деятельности и развития. Многие педагоги не способны самоопределиться в новой социально-профессиональной ситуации и преодолеть критические моменты, возникающие в деятельности. Происходит стагнация педагога, деструкция его личности, потеря им профессиональной идентичности. Поэтому исследование проблемы переживания и преодоления критических ситуаций профессионального развития является актуальным. Исследование является логичным продолжением ряда проектов, реализованных ранее при поддержке РГНФ. Проект ставит своей целью разработку концепции переживания педагогами профессионального кризиса личности, раскрытие психологических механизмов переживания, описание возможных моделей переживания. В настоящее время в отечественной психологии описано содержание профессионального кризиса, раскрыты факторы, детерминирующие его возникновение, обоснованы виды кризисов, дана их характеристика. При этом, анализ подходов к исследованию сущности профессионального кризиса личности, свидетельствует об отсутствии единого понимания сущности данного феномена и отсутствии данных раскрывающих процесс переживания личностью профессионального кризиса. В психологической науке феномен переживания традиционно исследуется, как проявление аффективной активности, как атрибут сознания, обеспечивающий отражение. Исследований процесса переживания, как особой деятельности по перестройке психологического мира с целью преодоления трудных жизненных ситуаций и согласования внутренней смысловой реальности личности и ее реальной жизнедеятельности в настоящее время сравнительно не много (Ф.Е. Василюк, Д.А. Леонтьев). А исследований, посвященных раскрытию психологических механизмов переживания профессионального кризиса в настоящее время нет. Полученные в ходе реализации проекта результаты расширят существующие в психологии сознания преставления о категории "переживание", дополнят представления психологии профессионального развития о феноменологии профессионализации. По итогам научного исследования будет разработана концепция переживания педагогами профессионального кризиса личности, которая будет представлена научной общественности в серии статей в журналах ВАК, РИНЦ и Scopus, в монографии и цикле семинаров, проведенных в педагогических коллективах.

Ожидаемые результаты


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ИТОГОВОГО ОТЧЕТА


Краткая аннотация полученных результатов


 

ПУБЛИКАЦИИ ПО ИТОГАМ ПРОЕКТА


Научная статья: Садовникова Н.О. , Феноменология как основа психолого-педагогического сопровождения переживания педагогами профессионального кризиса личности, Современные исследования социальных проблем, Научно-инновационный центр, Красноярск, 2018, 2, 9, 128 - 141- Русский
Научная статья: Сергеева Т.Б. , Садовникова Н.О. , Phenomenological Analysis of Professional Identity Crisis Experience by Teachers, NTERNATIONAL JOURNAL OF ENVIRONMENTAL & SCIENCE EDUCATION, LOOK Academic Publishers, Den Haag, The Netherlands, Den Haag, 2016, 11, 14, 6898 - 6912- Английский
Научная статья: Садовникова Н.О. , Сергеева Т.Б. , Смысловая саморегуляция в контексте переживания педагогами профессионального кризиса личности, Научный диалог, Центр научных и образовательных проектов, Екатеринбург, 2017, 1- Русский
Научная статья: Сергеева Т.Б. , Садовникова Н.О. , Феноменологический подход в исследовании профессионального кризиса личности педагога, Успехи современной науки и образования, Успехи современной науки и образования, Белгород, 2016, 9, 2, 45 - 50- Русский
Научная статья: Садовникова Н.О. , Сергеева Т.Б. , Особенности защитно-совладающего поведения педагогов, переживающих профессиональный кризис личности (Specifics of Defence and Coping Behaviour among Teachers Experiencing a Professional Identity Crisis), Journal of Engineering and Applied Sciences, Science Publishing Corporation, 2017, 2, 13, 36 - 40- Английский
Научная статья: Садовникова Н.О. , Взаимосвязь рефлексии и параметров смысловой сферы педагогов, переживающих профессиональный кризис личности, European Social Science Journal, МИИ-Наука, Москва, 2017, 12- Русский
Научная статья: Садовникова Н.О. , Модель психолого-педагогического сопровождения переживания педагогами профессионального кризиса личности, Научный диалог, Центр научных и образовательных проектов, Екатеринбург, 2017, 11, 468 - 479- Русский
Научная статья: Садовникова Н.О. , Совладание педагогов с профессиональным кризисом личности (на примере педагогов школ), ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА И СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ: РЕСУРСЫ, ЗДОРОВЬЕ, РАЗВИТИЕ, Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, КОСТРОМА, 2016, 2, 2, 186 - 189- Русский
Научная статья: Садовникова Н.О. , Психологические особенности переживания педагогами профессионального кризиса личности, Образование и наука, ФГАОУ ВО РГППУ, Екатеринбург, 2017, 3, 20, 83 - 100- Русский
Научная статья: Садовникова Н.О. , Профессиональный кризис личности педагога: содержание и основные признаки, Научный диалог, "Научный диалог", Екатеринбург, 2016, 11, 59, 400 - 411- Русский
Научная статья: Садовникова Н.О. , КОНФЛИКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КРИЗИС ЛИЧНОСТИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ, Научно-Инновационный Центр, Красноярск, 2016, 10, 66, 115 - 126- Русский
Научная статья: Садовникова Н.О. , Антиципационный механизм переживания педагогами профессионального кризиса личности, Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, Российская академия естествознания, Москва, 2017, 2, 118 - 121- Русский
Научная статья: Садовникова Н.О. , Сергеева Т.Б. , Смысложизненные ориентации педагогов в ситуации профессионального кризиса личности, Научный диалог, Научный диалог, Екатеринбург, 2016, 9, 297 - 310- Русский
Научная статья: Садовникова Н.О. , Девятовская И.В. , Сергеева Т.Б. , Semantic context of professional identity crisis experience by teachers, XLinguae, 2017, 10, 4, 169 - 183- Английский