КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ ГУМАНИТАРНЫМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ
Информация подготовлена на основании данных из Информационной системы РГНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Номер16-36-01031
НазваниеПсихологические механизмы переживания педагогами профессионального кризиса личности.
РуководительСадовникова Надежда Олеговна, Кандидат психологических наук Доцент
Организация финансированияФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет», Свердловская обл
Года выполнения2016 - 2018
КонкурсКонкурс поддержки молодых ученых 2016 года
Тип проектаа2 - проект проведения научных исследований, выполняемые коллективами, состоящими полностью из молодых ученых, включая руководителя
Область знания, код классификатора06 - КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА; ПСИХОЛОГИЯ; ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, 06-220 - Предметные области психологии
Ключевые словапрофессиональный кризис личности, переживание, ценностно-смысловая сфера, рефлексия, саморегуляция, антиципационная способность, защитно-совладающее поведение, кризисная интервенция
Код ГРНТИ15.81.21
Номер государственной регистрации13-105
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ
АннотацияРеформы системы образования обозначили новые целевые ориентиры педагогической деятельности и изменили требования к уровню профессионализма педагога. Гарантом решения поставленных задач является свободно и активно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности, моделирующий образовательный процесс педагог. Однако можно однозначно констатировать, что не все педагоги готовы выступать в роли субъектов профессиональной деятельности и развития. Многие педагоги не способны самоопределиться в новой социально-профессиональной ситуации и преодолеть критические моменты, возникающие в деятельности. Происходит стагнация педагога, деструкция его личности, потеря им профессиональной идентичности. Поэтому исследование проблемы переживания и преодоления критических ситуаций профессионального развития является актуальным. Исследование является логичным продолжением ряда проектов, реализованных ранее при поддержке РГНФ. Проект ставит своей целью разработку концепции переживания педагогами профессионального кризиса личности, раскрытие психологических механизмов переживания, описание возможных моделей переживания. В настоящее время в отечественной психологии описано содержание профессионального кризиса, раскрыты факторы, детерминирующие его возникновение, обоснованы виды кризисов, дана их характеристика. При этом, анализ подходов к исследованию сущности профессионального кризиса личности, свидетельствует об отсутствии единого понимания сущности данного феномена и отсутствии данных раскрывающих процесс переживания личностью профессионального кризиса. В психологической науке феномен переживания традиционно исследуется, как проявление аффективной активности, как атрибут сознания, обеспечивающий отражение. Исследований процесса переживания, как особой деятельности по перестройке психологического мира с целью преодоления трудных жизненных ситуаций и согласования внутренней смысловой реальности личности и ее реальной жизнедеятельности в настоящее время сравнительно не много (Ф.Е. Василюк, Д.А. Леонтьев). А исследований, посвященных раскрытию психологических механизмов переживания профессионального кризиса в настоящее время нет. Полученные в ходе реализации проекта результаты расширят существующие в психологии сознания преставления о категории "переживание", дополнят представления психологии профессионального развития о феноменологии профессионализации. По итогам научного исследования будет разработана концепция переживания педагогами профессионального кризиса личности, которая будет представлена научной общественности в серии статей в журналах ВАК, РИНЦ и Scopus, в монографии и цикле семинаров, проведенных в педагогических коллективах.
Ожидаемые результаты
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ИТОГОВОГО ОТЧЕТА
Краткая аннотация полученных результатов
ПУБЛИКАЦИИ ПО ИТОГАМ ПРОЕКТА