КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ ГУМАНИТАРНЫМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ
Информация подготовлена на основании данных из Информационной системы РГНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Номер14-13-70004
НазваниеКорпоративная культура классического университета: роль в формировании профессиональной и личностной идентичности выпускника
РуководительПетрова Галина Ивановна, Доктор философских наук Профессор
Организация финансированияФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет», Томская обл
Года выполнения2014 - 2015
КонкурсРегиональный конкурс "Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном" 2014 – Томская область
Тип проектаа(р) - проекты проведения научных исследований, выполняемые научными коллективами или отдельными учеными (региональный конкурс)
Область знания, код классификатора03 - ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ, 03-180 - Философия, теория культуры. Философская антропология
Ключевые словаКорпоративная культура, университет, когнитивное общество, личностная идентичность, харизматическая занятость, конкурентоспособность, самореализация, интеллектуальный капитал, рынок знаний
Код ГРНТИ14.35.01
Номер государственной регистрации114070840018
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ
АннотацияАктуальность темы вызывается необходимостью ответить на социальный заказ: исследовать происходящие изменения в классическом университете. Усиление коммерциализации противоречит его классической модели и актуализирует вопрос об уточнении его возможностей готовить выпускника, релевантного в профессиональной и личностной идентичности традиционному университетскому уровню. С одной стороны, университет имеет традиционные критерии, квалифицирующие его в качестве классического, и «Идею», являющую себя в Истине, знании и духовности. С другой, – сегодня востребован прагматизм, знание приобрело товарно-рыночные характеристики. Но если исчезают традиционные критерии, то остаётся ли университет классическим? Проблема проекта: исследование корпоративной культуры в её новом содержании как критерия классического университета, который комплементарно характеризует его и как конкурентоспособного субъекта рынка, и как институт, сохраняющий его традиционные характеристики и Идею. Фундаментальность проекта определяется его задачей выявить содержание корпоративной культуры университета, свидетельствующее об указанных комплементарных возможностях. Его новизна состоит в том, что 1) впервые осуществляется исследование корпоративной культуры классического университета. Выявляется её содержание, включающее не столько внешние атрибуты (символика, dress code и т.п.), сколько его сущностную ориентацию на новую образовательную парадигму – формирование единства профессиональной и личностной идентичности выпускника (конкурентоспособность, предприимчивость, харизматичность в единстве с духовным миром). Составляющие корпоративной культуры обусловливаются критериями классического университета: фундаментальность и гуманитаризация образования, его элитарность, автономность, культ учителя и знания. 2). Доказывается, что стратегией управления формированием корпоративной культуры, релевантной указанным парадигмальным изменениям, является когнитивный менеджмент, ориентирующий на отказ от управления усвоением знания в его готовой сумме в пользу формирования способности студента по его (знания) созиданию.
Ожидаемые результатыОжидается, что к концу 2015 г. будет: 1). Разработано и концептуально оформлено новое междисциплинарное направление в философии образования – философия и социология университета, – необходимое в выполняемом исследовательском проекте для обоснования исторического характера критериев, Идеи и Миссии классического университета и соединяющее в себе его социальные, культурологические и эпистемологические основания. 2). Проанализированы существующие подходы к исследованию корпоративной культуры. Разработаны исследовательские программы, которые адекватны методологии, проблеме, цели и задачам проекта. Создано методическое обеспечение для организации и проведения социологических исследований содержания корпоративной культуры и её роли в подготовке выпускника классического университета в его профессиональной и личностной идентичности, релевантной современному обществу. 3). Дано понятие корпоративной культуры как нового критерия классического университета, возникшего в условиях современности, имеющего функциональное назначение комплементарно соединить, с одной стороны, возможность коммерциализации образования (в этом плане корпоративная культура – это система базовых мировоззренческих положений и ценностных ориентаций, позволяющих выпускнику эффективно участвовать в конкурентной борьбе), с другой, – его высокое гуманитарно-духовное содержание. Корпоративная культура, таким образом, и адаптирует университет к новым условиям, и сохраняет его классическую Идею, способствует подготовке выпускника как профессионала (в характеристиках предприимчивости, мобильности, способности к риску, неалгоритмичности мышления и т. д.), и как духовно-нравственной, гуманитарно грамотной личности. 4) Выявлено содержание корпоративной культуры классического университета, включающее не столько внешние атрибуты (символика, dress-cod и т.п.), сколько его сущностную ориентацию на новую образовательную парадигму – формирование единства профессиональной и личностной идентичности выпускника (конкурентоспособность, предприимчивость, харизматичность в единстве с духовным миром). Составляющие корпоративной культуры обусловливаются критериями классического университета: фундаментальность и гуманитаризация образования, его элитарность, автономность, культ учителя и знания. 5). Разработана концепция инновационной стратегии управления созданием корпоративной культуры в классическом университете – когнитивный менеджмент. Когнитивный менеджмент ориентирован на переход от парадигмы усвоения знаний в обучении к парадигме самостоятельного учения, когда цель усвоения готовой суммы знаний, формализованных в законах, теориях, понятиях, заменяется целевой установкой на созидание знания в их неформализованных формах (неявное знание, практическое знание, интуиция и пр.). 6). Разработано содержание профессиональной идентичности выпускника. Оно основано на таких понятиях, как компетентность, креативность, персональная конкуренция, харизматичность, конкурентоспособность, рынок интеллекта, коммуникабельность, предприимчивость, «мягкий навык» в профессиональной деятельности, неалгоритмичность мышления, умение отказываться от груза устаревающего опыта, способность принимать решения, умение работать в команде, толерантность и т.п. 7). Разработано содержание личностной идентичности выпускника классического университета, формирующегося гуманитарной составляющей университетского образования и базирующегося на традиционных характеристиках интеллигентности, нравственности, духовном аристократизме, эстетичности в поведении и общении, гражданственности и т. п. 8). Сделан вывод о том, что современное общество не исчерпало пафоса классических критериев университета, ибо в своих потребительских ориентациях ставит высокую планку качества (знаний, образования, профессионализма). В своём же когнитивном содержании оно базирует себя на высоких образцах развитости мышления, знаний, интеллекта, познания. Классический университет, являя себя каркасом когнитивного общества, сохраняет в нём и своё духовное лидерство. Научная значимость результатов исследования состоит в том, что выявлен характер трансформаций критериев, Идеи и Миссии классического университета в условиях, отличных от тех, в которых они возникали и развивались длительную историю. Исследовательский проект в системе уточнённых и изменённых критериев нашёл место критерию – корпоративной культуре в её новом содержании, на которую возлагается ответственность за сохранение университета в его классическом качестве. Планируемые способы оформления результатов: 1. Серия статей (всего 7), которые планируется подготовить и подать для публикации в рецензируемые центральные и региональные издания, а также журналы, входящие в международные базы цитирования. 2. Коллективная монография из 3-х глав. 3. Использование полученных данных в диссертационных исследованиях 3-х участников проекта. Авторефераты диссертаций.
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ИТОГОВОГО ОТЧЕТА
Краткая аннотация полученных результатов1. Обосновано, что современный университет имеет два культурных основания – профессорская культура и культура корпоративная. С одной стороны, это – ответ на вызов современности, с другой, – двуединство вносит напряжение, ибо корпоративная культура, выполняя функции коммерциализации и прагматизации образования, создает опасность превращения университета в экономическую корпорацию. В исследовании доказывается, что, во-первых, образование и университет не являются коммерческими по природе, хотя и обладают коммерческими возможностями. Во-вторых, образовательная услуга, имея ценностную составляющую, не подчиняется товарно-денежным отношениям. Вместе с тем в проекте выявлен неэкономический срез корпоративной культуры. Ее цель – формирование «социального капитала» – профессионалов, имеющих потребность во взаимозависимости (К. Джерджен), людей сетевого общества, обладающих характеристиками доверия как «смазкой» организации (Ф. Фукуяма), «суперклеем» (Р. Патнэм) или «духом информационализма» (М. Кастельс). Она создает корпоративную форму идентичности: соучастие, согласование позиций, умение вести диалог, работать в команде, уважение, доброжелательность и др. Доказано, что корпоративная культура не противоречит культуре профессорской и направлена на формирование выпускника, личностно и профессионально релевантного современному обществу. Она купирует индивидуалистические формы жизни сетевого общества. 2. На методологической основе коммуникативной рациональности дано определение корпоративной культуры университета как культуры коммуникации, сотрудничества, служения образованию, обеспечению организационного взаимодействия и сохранения традиций классического университета. Корпоративная культура университета – это организационное пространство, где студент и сотрудник получают возможность подлинного взаимодействия, где люди разобщенные и чуждые, с разными интересами, ценностями и мировоззрением учатся сотрудничеству и совместной деятельности. Овладение навыками сотрудничества для выпускника полезно в дальнейшей профессиональной деятельности. В таком определении снимается напряжение между коммерческим и духовно-гуманитарным векторами развития современного университета. 3. Аргументировано, что корпоративная культура может рассматриваться в качестве нового, вызванного спецификой современной культуры критерия университета. Его назначение – комплементарно соединить классическую, разработанную В. фон Гумбольдтом, профессорскую культуру с культурой корпоративной, актуализированной финансовыми потребностями. Основная задача корпоративной культуры – формирование у студента умения производить и воспроизводить знание, научить работать с ним. Это связано с «текучей» формой личностной идентичности и с динамичным характером современной культуры, которая получила название культурпорождения (М.А. Гусаковский) и востребовала работника нового типа – работника знания. 4. Разработанная методология дала основание сделать вывод о том, что в качестве релевантной современности стратегии управление является когнитивный менеджмент. Корпоративная культура является одним из механизмов этой стратегии управления. Достигнутые практические результаты и степень их реализации 1. Проведен сравнительный анализ современных моделей университета. Сделан вывод о том, что наиболее близкой к классической является модель исследовательского университета. 2. Создан комплексный кейс по трансформации корпоративной культуры НИ ТГУ. Выявлены основные «разрывы»-противоречия и предложены рекомендации по изменению корпоративной культуры в НИ ТГУ в связи с решением задачи выхода в глобальный рейтинг университетов. «Разрывы»: конфликт поколений, отсутствие осознания надвигающихся перемен и видения их масштабов в локальном контексте образования РФ, конфликт писаных и неписаных правил. Всё это тормозит развитие университета. Предложены решения и конкретные шаги по преодолению названных противоречий: а) создание открытых коммуникативных площадок с обсуждением сложных университетских вопросов; б) организация системы обратной связи в трехстороннем порядке (администрация, преподаватели, обучающиеся). Сокращение роли бюрократического аппарата, его клановости, предоставление большей самостоятельности в обнаружении своих научных интересов, активизация внимания к образовательному процессу, его инновационным формам. 3. Даны определения личностной и профессиональной идентичности выпускника современного университета. Личностная идентичность выпускника классического университета основывается на гуманитарной составляющей университетского образования и базируется на традиционных характеристиках личности (интеллигентность, нравственность, духовный аристократизм и т.п.). Однако современное понятие личностной идентичности востребовало и те характеристики, которые направлены на устранение сетевого индивидуализма. Большая доля задач по формированию этих черт возлагается на корпоративную культуру университета. Профессиональная идентичность выпускника, релевантного сетевого общества, базируется на следующих характеристиках: метакомпетентность, рисковое и неалгоритмичное мышление, умение принимать вероятностные решения, креативность, харизматичность, индивидуальная конкурентоспособность, коммуникабельность, предприимчивость и т.д. Сделан вывод, что сетевому обществу релевантной является только тот выпускник, который совмещает в себе профессиональную и личностную идентичность. Практическая реализация проекта: выступление на теоретическом семинаре по содержанию и специфике корпоративной культуры университета, где в качестве основной идеи впервые было заявлено о двуединстве культурной базы университета, что стало предметом дискуссии. Выводы аналитической работы используются в управленческой деятельности и публичных выступлениях представителей менеджмента ТГУ. Результаты диагностики корпоративной (организационной) культуры легли в основу нового этического кодекса ТГУ.
ПУБЛИКАЦИИ ПО ИТОГАМ ПРОЕКТА